Вот любопытно-то как. В халфе как раз все достаточно линейно, по сравнению с хексеном - влево-вправо особо не пойдешь. В халфе 2 так вообще как по рельсам двигаешься.
А в хексене очень разветвленный мир, с головоломками между различными частями, без особых требований к порядку прохождения. И монстры, кстати, часто не расставлены, а спавняться хитрыми скриптами в зависимости от действий игрока и рандома - расставлены как раз в халфе :)Конечно, если для вас всякие npc, в нужный момен обрататывающий скрипт между движением по рельсам, как во второй халфе - это "живой" мир, то пожалуйста :) В хексене поговорить действительно не с кем. Но вот рельс тут тоже нет.
А кстати вот впомнилась замечательная игра на движке того же doom'а под названием Strife. Там и npc куча, и поговорить есть с кем, и больше одной ветки сюжета с некоторой возможностью хождения назад-вперед - не так свободно, как в хексене, но все же. Мир очень даже "живой" именно в халфовском смысле (много взаимодействия с помошниками и развития сюжета), а свободы значительно больше будет.