Насколько я знаю, оригинальный ИИ - сплошь читер и халявщик. Практически везде всё видит и знает что где.
Мы создаем ИИ так, чтобы он в равных условиях с игроком находился (По крайней мере на нормальных сложностях). Поэтому поведение ИИ должно определеяться так, как вы писали выше. Если честно, я разработкой ИИ не занимаюсь лично. Возможно кто-то из основного костяка разработчиков почитает и проникнется этими же идеями для реализации.
Скажу лично свое мнение. Я бы ждал от ИИ реакции на действия игрока (конечно же в тех случаях, когда он может эти действия увидеть) только в том случае, если бы эти действия игрока влияли ли бы на тот план действий, который есть у ИИ (который бы он планировал не только на какой-то один ход, а на несколько вперед). Скажем если лутание игроком костра, к которому ИИ и не собирался ближайшие три дня подходить - не должно влиять на его действия. А если бы у ИИ был в приоритете этот квадрат на карте (пускай он даже и не мчался именно к этому костру), то его исчезновение могло повлиять на приоритет его интересов и погнать совершенно в другую сторону.
Впрочем, я бы хотел, чтобы ИИ, как и человек, имел какой-то разброс в своих действиях: т.е. если у него есть два примерно идентичных по ценности приоритетных направления продвижения, я бы хотел, чтобы у него срабатывало что-то вроде случайного выбора между ними. Выбор этот должен повторяться в рамках загрузки игры, но быть произвольным в каждой новой игре. Может быть при создании каждой новой игры давать ИИ какой-то случайно сгенерированный, но фиксированный набор предпочтений?
В общем, тут на самом деле очень большое поле для творчества. Было бы время на все это.) Но спасибо за ваши идеи и мысли!