The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Релиз Mesa 24.2, свободной реализации OpenGL и Vulkan

15.08.2024 09:37

После трёх месяцев разработки опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 24.2.0. Первый выпуск ветки Mesa 24.2.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 24.2.1.

В Mesa 24.2 доступна поддержка графического API Vulkan 1.3 в драйверах anv для GPU Intel, radv для GPU AMD, NVK для GPU NVIDIA, tu для GPU Qualcomm, в программном растеризаторе lavapipe (lvp), в режиме эмулятора (vn) и в v3dv (GPU Broadcom VideoCore для Raspberry Pi 4+). Поддержка Vulkan 1.0 реализована в драйвере dzn (реализация Vulkan поверх Direct3D 12).

В Mesa также обеспечивается полная поддержка OpenGL 4.6 для драйверов iris (GPU Intel Gen 8+), radeonsi (AMD), Crocus (старые GPU Intel Gen4-Gen7), zink, llvmpipe, virgl (виртуальный GPU Virgil3D для QEMU/KVM), freedreno (Qualcomm Adreno), d3d12 (прослойка для организации работы OpenGL поверх DirectX 12) и asahi (GPU AGX, используемый в чипах Apple M1 и M2). Поддержка OpenGL 4.5 доступна для GPU AMD (r600) и NVIDIA (nvc0). Поддержка OpenGL 3.3 присутствует в драйверах softpipe (программный растеризатор) и nv50 (NVIDIA NV50).

Основные новшества:

  • По умолчанию включён новый тип кэша шейдеров - Mesa-DB, сохраняющий данные в одном файле, что позволяет снизить нагрузку на файловую систему.
  • В Vulkan-драйвере v3dv для чипов Broadcom BCM2711/BCM2712 (VideoCore VI/VII), применяемых в платах Raspberry Pi 4+, добавлена поддержка Vulkan-расширений VK_EXT_depth_clamp_zero_one и VK_KHR_maintenance5.
  • В OpenGL-драйвер v3d (GPU VideoCore из Raspberry Pi) добавлена поддержка OpenGL-расширения GL_ARB_depth_clamp.
  • Добавлена начальная поддержка сборки в операционной системе Fuchsia.
  • Проведена оптимизация производительности драйверов RadeonSI и RADV для GPU AMD.
  • В драйверах для GPU Intel улучшена поддержка видеокарт на базе архитектуры Intel Xe2.
  • Добавлена поддержка новых расширений Vulkan:
  • Исправлена ошибка, приводившая к аварийному завершению GNOME Shell при открытии любых окон в окружениях на базе Wayland.

  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: Для включения в Mesa передан начальный код для поддержки ОС Fuchsia
  3. OpenNews: Релиз Mesa 24.1, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  4. OpenNews: В Mesa-драйвере radv реализована поддержка расширений Vulkan для кодирования видео h.265
  5. OpenNews: В Mesa принят код NVK, открытого Vulkan-драйвера для видеокарт NVIDIA
  6. OpenNews: В драйвере Panthor для GPU Mali G610 обеспечена совместимость с OpenGL ES 3.1
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/61705-mesa
Ключевые слова: mesa
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (51) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Аноним (1), 10:32, 15/08/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –6 +/
    Хром уже перестал ронять её в панику?
     
     
  • 2.2, Аноним (2), 10:54, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +7 +/
    Пока не начинал. Я им напишу фиче-реквест, если надо, чтобы все-таки ронял в панику.
     
     
  • 3.8, Аноним (1), 11:45, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –5 +/
    > Пока не начинал. Я им напишу фиче-реквест, если надо, чтобы все-таки ронял
    > в панику.

    Вообще-то это постоянно было. Если ты говоришь, что не начинал, то сразу видно, что ты врунишка.

     
     
  • 4.10, Аноним (2), 12:02, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +7 +/
    Тут скорее вопрос кривизны рук, каким образом ты все устанавливал и настраивал, что все постоянно падает. Попробуй операционную систему Windows 11, может линукс просто слишком сложен для тебя.
     
     
  • 5.14, Аноним (1), 12:38, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Раз приходится прописывать сомнительные параметры ядру, отключая функциональность, то это никак не проблема навыков пользователя. Что-то мне подсказывает, это у тебя Windows 11.
     
  • 2.12, Аноним (12), 12:27, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +5 +/
    Интересно посмотреть на Mesa-панику, как это выглядит.
     
     
  • 3.16, Аноним (1), 14:20, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Интересно посмотреть на Mesa-панику, как это выглядит.

    Как упавшее ядро с рандомной ошибкой в логе. Я всё же склоняюсь к тому, что у пользовательского юзерспейса не должно быть возможности уронить ядро (с тем что, он может грохнуть иксы или оконный менеджер, я готов мириться).

     
     
  • 4.30, Аноним (-), 18:53, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Как упавшее ядро с рандомной ошибкой в логе. Я всё же склоняюсь к тому,
    > что у пользовательского юзерспейса не должно быть возможности уронить ядро
    >(с тем что, он может грохнуть иксы или оконный менеджер, я готов мириться).

    Ну дык MESA - юзермод. И если что-то падает в панику - это баг ядра и точно не MESA. Небось какая-нибудь проприетарная фекалия от нвидии? Если да то "удачи" с багрепортингом... в нвидиевский саппорт, конечно.

    А если это с нормальным кернелом, без левых сторонних модулей, и восппроизводится на актуальном -rc, тогда писать имеет смысл - в багзиллу, воткнув скрин с выхлопом.

     
  • 2.17, Аноним (17), 14:41, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Кого «её»?

    Если ядро падает в панику — очевидно, либо неисправна видюха, либо в ведре кривой драйвер.
    Без конкретики и коредампов, каким боком тут Mesa — могу только погадать на libastral.so.

    Впрочем, прозреваю ноутбучную нвидию — а это уже диагноз.

     
     
  • 3.22, Аноним (1), 15:17, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    Как кого, мезу? Грохают ядро её компоненты. И каким боком тут нвидия, если это типично амдшное поведение? Зачем так наглядно демонстрировать уровень аналитики.
     
     
  • 4.25, Аноним (17), 16:15, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну, то есть конкретики не будет, будет обычное балабольство и провокация флейма.

    Спасибо, ваше обращение было очень важно для нас (нет).

     
  • 4.31, Аноним (-), 18:54, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Как кого, мезу? Грохают ядро её компоненты.

    Если ядро падает от активности юзермода - это баг ядра. Это же элементарно, Ватсон.

     
  • 2.19, Асян (?), 14:49, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Обычно причины 2:
    * Кривые дрова: бывает, с любыми интелёвыми или нвидиа дровами всё отлично работает, ни разу не было проблем за все 15 лет использования.
    * Кривые флаги для хрома: если лезть грязными руками в экспериментальные флаги, то сломать можно легко. И даже если сейчас работает, то может сломаться при обновлении - у них же внутри есть реестр где что и когда включать и выключать, чтобы всё стабильно работало, и если флаг стоит такой, то по определённой причине. Сам недавно сломал, советую сбросить все экспериментальные флаги, а лучше почистить все данные хрома - мне помогло.
     
     
  • 3.36, Аноним (36), 19:17, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    У меня из-за этих экспериментов АМД дрова падали, правда, на Винде. С линем норм.
     

  • 1.3, Аноним (-), 10:59, 15/08/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Virgl с 3д ускорением пользуюсь каждый день, очень полезная штука, планируется еще заапарморить процесс на хосте, и вот она идеальная реализация сандбокса приложений в любой оси.
     
     
  • 2.13, Аноним (13), 12:28, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    А толку, если в GPU нет MMU и вся память доступна, а перетирать её каждый раз при переключении приложений - непозволительно дорого.
     

  • 1.4, Аноним (4), 11:15, 15/08/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –1 +/
    Поломанный в 24 VAAPI так и не починили? Ну такое себе.
     
     
  • 2.18, AleksK (ok), 14:42, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    В каком месте он поломанный?
     
     
  • 3.24, Аноним (4), 15:55, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    https://gitlab.freedesktop.org/mesa/mesa/-/issues/?label_name%5B%5D=

    У меня как раз radeon, пришлось откатиться.

     
     
  • 4.26, AleksK (ok), 16:34, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    r600? Тут не откатываться надо, а менять уже давно.
     
     
  • 5.39, Аноним (4), 22:06, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    6600XT
     

  • 1.5, Аноним (5), 11:20, 15/08/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    А что с веткой "Amber", которую отделили при релизе 22 версии?

    Она жива или нет?

     
     
  • 2.37, Аноним (36), 19:21, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Оно обновляться не будет. Для старого железа.
     

  • 1.6, КО (?), 11:31, 15/08/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –4 +/
    Жалко что разрабам игр так и похер на ваш вулкан
     
     
  • 2.9, Аноним (9), 11:54, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –5 +/
    Нафиг вулкан когда опенгл есть?
     
     
  • 3.20, Аноним (20), 14:53, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Может потому что опенгл давно депрекейтнут, не поддерживает современные графические фичи (даже без учета рейтрейсинга), а все его разработчики переключились на разработку вулкана?

    А с учетом развития в Mesa дрвайвера Zink, который транслирует вызовы опенгл в вулкан, то неровен час когда легаси опенгл драйвер вообще будет выкинут.

     
     
  • 4.27, Аноним (9), 17:21, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > А с учетом развития в Mesa дрвайвера Zink, который транслирует вызовы опенгл в вулкан, то неровен час когда легаси опенгл драйвер вообще будет выкинут.

    Драйвер выкинут, но АПИ останется, который стабилен ибо никто больше не насилует.
    Поэтому выбор Опенгл, полезать в вулкан никто не хочет.

     
     
  • 5.29, wyry (-), 18:50, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Выкинут не будет, т.к. OpenGL - это де факто стабильный стандарт, с одной стороны жаль, что его не развивают (могли бы прикрутить трассировку лучей, а также лучшую поддержку менеджмента железа с выбором устройств, с другой, OpenGL уже знатно зацементировался, а производители видеокарт хорошо их оптимизируют под большинство задач и добавляют собственные фишки, скажем улучшенную тройную буфферизацию на карточках AMD, в спецификации OpenGL её нет, но драйвер будет выполнять её сам, если буфферизация кадров включена). Релиз на Vulkan на самом деле тоже важен и хорош, но уже в том, что полностью кроссплатформенный и то железо, которое поддерживает Vulkan, будет абсолютно одинаково поддерживать и Zink. То есть и то и другое очень полезно для разработчиков и для обучающихся 3D графике.
     
     
  • 6.42, Аноним (20), 00:35, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Стандарт разумеется не выкинут И не из-за игр, а потому что все линуксовые граф... большой текст свёрнут, показать
     
  • 6.53, Аноним (53), 11:51, 18/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > скажем улучшенную тройную буфферизацию на карточках AMD

    можно поподробней?

     
     
  • 7.55, wyry (-), 22:02, 18/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это опция в настройках драйвера AMD для OpenGL, которая сама по себе не входит в стандарт OpenGL, НО выполняется автоматически вместо стандартной двойной буферизации, если последняя включена приложением.
     
  • 5.34, Анонимусс (-), 18:58, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Поэтому выбор Опенгл, полезать в вулкан никто не хочет.

    Выбор как раз вулкан, а опенгл это в лучшем случае фолбек для всякого днища и мобилок.
    Ничего нормального на нем уже не напишешь, потому что сам способ работы с графикой, который и окаменел в стандарте OpenGL, соответствует видяхам из 90х прошлого века.
    А с того времени много воды утекло, и если хочешь писать эффективно, то использую соответствующие решения.

     
  • 3.21, Аноним (21), 15:13, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Согласен - нормальные игры на Open GL и DirectX.
     
     
  • 4.38, Аноним (38), 21:25, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Не помню, когда в последний раз игру на OpenGL видел (всякие Tux Racer'ы не в счёт).
     
     
  • 5.40, Аноним (40), 22:32, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Не помню, когда в последний раз игру на OpenGL видел (всякие Tux Racer'ы не в счёт).

    Ты OpenGL на глаз определяешь?

    Из известных игр Doom 2016 года был на OpenGL, например. Следующий Doom Eternal уже только на Vulkan.

    Ну а так на тебе списочек: https://www.pcgamingwiki.com/wiki/List_of_OpenGL_games

     
     
  • 6.47, Аноним (38), 02:11, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    2016 год был восемь лет назад.
    А список — ну там в основном такое… И того по чайной ложке в год.
     
     
  • 7.48, Аноним (48), 08:29, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > А список — ну там в основном такое…

    Какое? Ты про туксрейсеры заливал.

    > И того по чайной ложке в год.

    Правильно - потому что почти все используют готовые движки типа Unreal и Unity. Только большие студии могут позволить себе возиться с DirectX и OpenGL.

     
     
  • 8.49, Аноним (38), 09:38, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Индюшатина в основном Я что-то пропустил, и у нас снова 90-е, когда каждый пише... текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.50, Аноним (50), 10:00, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Игры в целом состоят в основном из индюшатины Что ты хочешь сказать В списке е... текст свёрнут, показать
     
     
  • 10.51, Аноним (38), 11:21, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Допустим, но десяток-два в год 8212 это капля в море 13 лет назад И обычно ... текст свёрнут, показать
     
  • 10.52, Аноним (20), 14:00, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Только вот если в этой куче ААА игр ты посмотришь где опенгл применяется, то вне... текст свёрнут, показать
     
  • 3.32, Аноним (-), 18:56, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Нафиг вулкан когда опенгл есть?

    Он намного шустрее и куда ближе к тому что мощные современные игроделы реально хотели. GL довольно тормозной и интрузивный.

     
  • 3.35, Анонимусс (-), 19:04, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Нафиг вулкан когда опенгл есть?

    Vulkan намного ближе к нынешнему железу, чем OpenGL.
    Он прекрасно эмулирует OpenGL. А вот наоборот - нет.
    Поэтому в относительно ближайшее время, саму реализацию OpenGL выкинут будут запускать через вулкан.
    Ну, может оставят какой-то вариант для тех, у кого OpenGL only.

     
  • 2.11, vlad1.96 (ok), 12:04, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну, никто и не надеялся на это, все на прослойки directX уповают.
    Ну а openGl просто работает
     
  • 2.15, Аноним (40), 13:09, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > разрабам игр так и похер на ваш вулкан

    С чего ты взял?

     
  • 2.28, wyry (-), 18:45, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Прям так пофиг, что почти все игровые движки его поддерживают. Игра года Baldur's Gate 3 отлично работает под Vulkan и эффективнее потребляет ресурсы на современном железе. Движок Source работает под Vulkan, движок от современных DOOM работает под Vulkan.
     
     
  • 3.41, aaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaa (?), 00:32, 16/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Движок Source работает под Vulkan

    Первый Source работает на dx9 под виндой и opengl под линуксом, (под виндой, хз как на линуксе) валв добавила на некоторые игры транслятор dxvk
    Source 2 на винде работает на dx11, в линуксе на Vulkan (можно запустить и на винде)

     
     
  • 4.54, Аноним (53), 11:54, 18/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    В source2 завезли нативный vulkan https://developer.valvesoftware.com/wiki/Source_2, насчет source1 там использользовался свой транслятор dx9->opengl https://github.com/ValveSoftware/ToGL
     

  • 1.7, vlad1.96 (ok), 11:36, 15/08/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    Ждём новых расширений для NVK!
    Что не релиз, то прогресс!
     
  • 1.23, Аноним (23), 15:47, 15/08/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    А в винде есть аналог этого дела?
     
     
  • 2.33, Аноним (-), 18:57, 15/08/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > А в винде есть аналог этого дела?

    Это дело, вроде, собирается под винду. Правда я без понятия как и что там в этом смысле.

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру