The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Для старых плат Raspberry Pi подготовлен GPU-драйвер с поддержкой API Vulkan

21.06.2020 09:09

Представлен первый стабильный выпуск открытого графического драйвера RPi-VK-Driver 1.0, реализующего поддержку графического API Vulkan для старых плат Raspberry Pi, поставляемых с GPU Broadcom Videocore IV. Драйвер подходит для всех моделей плат Raspberry Pi, выпущенных до появления Raspberry Pi 4, - от "Zero" и "1 Model A" до "3 Model B+" и "Compute Module 3+". Драйвер разработан Мартином Томасом (Martin Thomas), инженером из компании NVIDIA, тем не менее, разработка велась как личный проект, не связанный с NVIDIA (драйвер разрабатывался последние два года в свободное от работы время). Код распространяется под лицензией MIT.

Так как возможностей GPU VideoCore IV, которым укомплектованы старые модели Raspberry Pi, недостаточно для полноценной реализации Vulkan, в драйвере реализовано лишь подмножество API Vulkan, которое охватывает не весь стандарт, но пытается следовать ему насколько это позволяет оборудование. Тем не менее, доступной функциональности достаточно для многих приложений и игр, а производительность заметно опережает драйверы OpenGL, благодаря более эффективному управлению памятью, многопоточной обработке команд GPU и прямому управлению операциями GPU. Драйвер также поддерживает такие возможности как MSAA (Multisample anti-aliasing), низкоуровневые шейдеры и счётчики производительности. Из ограничений отмечается отсутствие поддержки шейдеров GLSL, которые пока недоступны на данном этапе разработки.

Тем же автором опубликован порт игры Quake 3 для Raspberry Pi, выступающий в качестве демонстрации возможностей нового драйвера. Игра основана на движке ioQuake3,в который был добавлен модульный бэкенд рендеринга на базе Vulkan, изначально развиваемый проектом Quake III Arena Kenny Edition. При использовании нового драйвера в игре удалось добиться отрисовки более 100 кадров в секунду (FPS) на плате Raspberry Pi 3B+ при выводе с разрешением 720p.

Напомним, что организация Raspberry Pi Foundation совместно с компанией Igalia ведёт разработку своего Vulkan-драйвера, который находится на начальной стадии развития и будет готов для запуска некоторых реальных приложений во второй половине 2020 года. Указанный драйвер ограничен поддержкой графического ускорителя VideoCore VI, применяемого начиная с модели Raspberry Pi 4, и не поддерживает старые платы. По сравнению с OpenGL использование Vulkan позволяет добиться повышения производительности графических приложений и игр.

  1. Главная ссылка к новости (https://www.raspberrypi.org/fo...)
  2. OpenNews: Для Raspberry Pi 4 сертифицирована поддержка OpenGL ES 3.1 и развивается новый Vulkan-драйвер
  3. OpenNews: Опубликован графический стандарт Vulkan 1.2
  4. OpenNews: Майское обновление дистрибутива Raspberry Pi OS
  5. OpenNews: Доступна плата Raspberry Pi 4 с 8 ГБ ОЗУ
  6. OpenNews: Представлена плата Raspberry Pi 4
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/53202-raspberrypi
Ключевые слова: raspberrypi, vulkan, broadcom, videocore
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (42) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Алеша (?), 09:34, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –3 +/
    а тем временем для Haswell-ов толком допилить не могут...
     
     
  • 2.2, тфьу (?), 09:42, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    vkcube работает, mpv вывод waylandvk - бeз проблем.
     
     
  • 3.3, КО (?), 09:52, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Какие-то пирамиды костылей...
     
     
  • 4.9, Аноним (9), 11:16, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Таков путь.
     
  • 2.17, Аноним (-), 19:02, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну так у Intel GPU - это боль. На что хорошо вкалывает driver team, настолько филонит HW team делающий это. Думаете они просто так радеоны лицензировали?
     
  • 2.27, Аноним (27), 05:20, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    >а тем временем для Haswell-ов толком допилить не могут...

    Это опенсорс, детка! 😂

     
  • 2.31, asdasd (?), 12:47, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    <sarcasm>Как не могут? Вы не правы! Nvidia же проприетарное говно, а у Intel поддержка лучше всех?</sarcasm>
     

  • 1.4, vitalif (ok), 10:03, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +10 +/
    Что нивидия не делает, лишь бы для своих видюх нормальные [открытые] дрова не пилить...
     
     
  • 2.5, Аноним (5), 10:22, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +14 +/
    Что только не делает nvidia чтобы не открывать свою проприетарщину. <Corect>
     
     
  • 3.41, odd.mean (ok), 17:04, 24/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    <Correct>
     
  • 2.16, Аноним (16), 18:55, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Что нивидия не делает, лишь бы для своих видюх нормальные [открытые] дрова
    > не пилить...

    Это не nvidia, а чел, который там работает как свой хобби-проект, считай замутил, непоймк какие тут связи с самой компанией?

     
     
  • 3.22, заминированный тапок (ok), 21:02, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    что ж он тогда свой хобби-проект выложил не на сво
     
     
  • 4.23, заминированный тапок (ok), 21:05, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    шизофрения какаята

    что ж этот магический чел не выложил проект на "своём" ресурсе, а сделал это в на официальной странице невидии (и при этом на форуме невидии раобтает саппорт в рабочее время на проект этого магического чела?)

     

  • 1.6, Аноним (6), 10:43, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Я смотрел 4к h265 видео в mpv (уже лет 10 всё видео в 4к идёт, если кто не в курсе), с вулканом кадры выпадали очень сильно, как я его ни крутил. С glx всё нормально (на некоторых сценах с экшоном немного падали кадры, но куда меньше). Поэтому когда люди говорят, что вулкан непременно всё ускоряет, это, кхм, как мне кажется они немножко кривят душой.

    Вулкан даёт возможности для ускорения, но такие же возможности есть и в современном opengl, а значительно быстрее быть не может. Можно написать код лучше, который будет более эффективно работать, и он действительно будет быстрее работать. А ещё можно улучшить код opengl и он будет работать быстрее оригинального кода, написанного задней лапой.

    И кстати слабовато железо видимо, только по фану разрабатывать драйвер наверно. Q3 это та игра которой нужно 4мб видеопамяти и которая неплохо крутилась на домашних игровых консолях 20+ летней давности. Если уж задаваться целью показать графоний, то нужно что-нибудь вроде shadow of the colossus (15 лет между прочим), а таких игр в опенсорсе нет.

     
     
  • 2.19, Алёша (?), 19:28, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Есть же openXRay и серьезно улучшенные текстуры для сталкера. Он хоть и тормознут раза в два, по сравнению с нативным даже в вайне, тем не менее, вполне сгодился бы для показа графония.
    Вот бы попробовать его погонять на малинке...
     
  • 2.20, z (??), 20:11, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >Q3 это та игра которой нужно 4мб видеопамяти

    Чушь: есть карты, которые и на rtx2980 еле ворочаются

     
     
  • 3.21, Аноним (6), 20:32, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >>Q3 это та игра которой нужно 4мб видеопамяти
    > Чушь: есть карты, которые и на rtx2980 еле ворочаются

    И правда, чушь. Оптимизация ни к чёрту или амд проблемы?

     
     
  • 4.24, z (??), 00:30, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну так а кто тут про 4мб памяти сказки рассказывает
     
     
  • 5.25, Аноним (6), 02:42, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Так так и есть. Это ж про оригинальную игру, кто их знает, чего там наворотили теперь. У старых игр обычно проблемы с двиглом и багами, на сегодняшние реалии они никак не натягиваются и на многое просто не способны. Единственный выход это выкинуть примитивное двигло на свалку истории.
     
     
  • 6.30, z (??), 09:50, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это не про оригинальную игру, а про демо (сам лично запускал на riva 128), релиз никогда нормально на 4мб-обрубках не работал
     
     
  • 7.32, Аноним (6), 18:05, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Это не про оригинальную игру, а про демо (сам лично запускал на
    > riva 128), релиз никогда нормально на 4мб-обрубках не работал

    Ну хорошо. В 2000 году бюджетные затычки ужe шли с более 128 памяти, тогда я и запускал её. Понятия не имею, сколько видеопамяти ей надо, но запомнилась она очень легковесной и скучной. Самое впечатляющее в то время (до шейдеров) было T&L (давало отличный графоний и даже не тормозило!) и в q3 его не было. На консолях тоже работало. А вот в ut99 графоний лучше емнип. Как и геймплей. Намного лучше игра, да и карты приятней в плане стратегии.

     
     
  • 8.33, Eh (?), 18:31, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Экая бредятина TNL - это просто обсчёт геометрии на видеокарте, а не на CPU, и ... текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.35, Аноним (6), 19:32, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ок, 2002 Какая разница то По факту железный tnl позволяет впихнуть красивое ос... текст свёрнут, показать
     
     
  • 10.36, Eh (?), 20:52, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну какие нахрен текстуры, TNL просто обсчитывает геометрию Т е по сути перемно... текст свёрнут, показать
     
     
  • 11.37, Аноним (6), 21:02, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Просто , ну да, конечно Я в курсе, что в opengl он был В игрушках его не было... текст свёрнут, показать
     
     
  • 12.38, Eh (?), 22:28, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ох, да много игрушек шло с поддержкой и opengl и с dx, в том числе и UT При исп... текст свёрнут, показать
     
  • 12.39, Eh (?), 22:33, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну и во всех дискретных картах от NVIDIA и AMD вышедших в 2000 HW TNL был 3DFX ... текст свёрнут, показать
     

  • 1.7, Zenitur (ok), 10:43, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    Пользуюсь Raspberry Pi 3B. На драйвере GL Legacy, прекрасно работает ioquake3 из GitHub проекта Raspberry Pi. Только почему-то список серверов отличается от ПК-версии 1.36 (на RPi - 1.35 версия, что вроде не должно влиять). Также на нём прекрасно работает SuperTuxKart на движке Irrlicht (новые версии не собирал). И несколько демок с сайте pouet.net (но во время их работы не альт-табается, и даже не Crtl-Alt-F1'ается). Не работает ускорение в Chromium, даже если запускать с --use-gl=egl (драйвер GL Legacy не поддерживает GLX). Зато работает аппаратное ускорение видео (через OpenMAX или, возможно, MMAL). Я нашёл патч, исправляющий ту ошибку, которая возникает при запуске с libEGL.so из драйвера GL Legacy. Но не нашёл готовых сборок браузера с этим патчем, а сам собирать ленюсь/не умею делать кросс-компиляцию под ARM.

    На новом драйвере, Chromium ускоряется, но всё равно бывают лаги и дикие фризы. Возможно, из-за моей карты памяти. Хотя Class10, что ему не хватает? Поэтому смотрю видео с YouTube при помощи omxplayer или VLC, даю им видеопоток при помощи "youtube-dl -g".

    Из игр запускал только Minecraft. Но игра требовательна к оперативной памяти, и переход с Raspbian 8 на 10 не пережила. На "десятке" работает, только если СИЛЬНО освободить оперативную память (и снизить VRAM до 32 Мб).

    По аналогии с игрой, делаю предположение, что браузеру тоже стало тесно на 1 Гб ОЗУ, ведь раньше он не лагал так сильно (например версия 58), а значит, моя карта памяти может оказаться ни при чём. Хотя блин, у меня на ретро компе используется CF-to-IDE и карта Transcend 32 Гб 40x, и ничего не лагает

     
  • 1.8, Андрей (??), 11:02, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –5 +/
    зачем Raspberry Pi этот vulkan драйвер? игр то всё равно на ней нет и не будет. а со светодиодиками играться, можно и уже с тем что есть.
     
     
  • 2.10, Аноним (9), 11:17, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    И как эти игры могли появится без драйвера?
     
     
  • 3.11, Андрей (??), 12:16, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    они и с драйвером не появятся. появляются только кривенькие опенсурсе порты уже давно заброшенных игр, да и то единицы.
     
     
  • 4.14, Аноним (14), 14:59, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Как это нет игр. Есть же openmw!
    Ах да, он как и react os, никому не нужен кроме самих разработчиков.
     

  • 1.12, Аноним (12), 12:48, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    https://wiki.postmarketos.org/wiki/Samsung_Galaxy_Grand_Neo_(samsung-baffinlit) когда один товарищ  наконец доделает mainline ядро, я тоже на нем этот драйвер зацену.
     
  • 1.13, AlexYeCu_not_logged (?), 14:26, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +11 +/
    Скажем за это Мартину Томасу большое спасибо.
     
  • 1.15, Андрей (??), 17:22, 21/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > Драйвер разработан Мартином Томасом (Martin Thomas), инженером из компании NVIDIA, тем не менее, разработка велась как личный проект, не связанный с NVIDIA (драйвер разрабатывался последние два года в свободное от работы время). Код распространяется под лицензией MIT.

    Лишь бы его основные обязанности не были связаны с программированием именно Vulkan составляющей драйверов NVIDIA, иначе окажется, что права на такое хобби принадлежат NVIDIA.

     
     
  • 2.18, Аноним (-), 19:05, 21/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    А если электрик работал в энергокомпании, все провода которые он вне компании протянул - принадлежат той компании? А жирно той компании не станет?
     
     
  • 3.26, Андрей (??), 04:33, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Я же чётко написал: что не программировал драйвера NVIDIA, а что программировал именно определённую составляющую. С электриком такую параллель вряд ли удастся корректно провести. Не говоря уже о том, что электрические провода - это не программный код, на который бывают права.
     

  • 1.28, Аноним (28), 08:23, 22/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > Лишь бы его основные обязанности не были связаны с программированием именно Vulkan составляющей драйверов NVIDIA, иначе окажется, что права на такое хобби принадлежат NVIDIA.

    Надеюсь он поступал умно, сначала писал код VULCAN драйвера дома, в личное время, на личном оборудовании и выкладывал в публичный репозиторий, например, git. И только после публикации кода в git приходил на работу и начинал писать соответствующий участок кода для Nvidia.

     
  • 1.29, Аноним (28), 08:25, 22/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Работу zink драйвера OpenGL по верху драйвера Vulkan на этом драйвере уже кто тестировал?
     
  • 1.34, Аноним (34), 18:51, 22/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Надеюсь nvidia blob допилят чтобы он нормально с wayland и kde работал.
     
     
  • 2.40, Eh (?), 22:34, 22/06/2020 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Так работает же, в kwin поддержку eglstreams смержили еще в 2019
     

  • 1.42, Аноним (42), 18:09, 26/06/2020 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Работать с графикой на Raspberry Pi до 4 версии такое себе. Там даже браузер толком не работает. Хотя, наверно, можно какие-нибудь применения найти.
     
     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру